Заправка автомобильных кондиционеров
Рано или поздно практически любому автолюбителю приходится сталкиваться с необходимостью заправки кондиционера. Почему так происходит? Ведь известно, что действующие по такому же принципу домашние холодильники работают десятилетиями. Причины здесь две:
- Во-первых, система кондиционирования автомобиля действует в ужасных условиях: вибрация, температурные колебания, значительный диапазон частоты вращения вала компрессора, бомбардировка трубок и радиатора песком и камнями, воздействие реагентов и пр. В результате этого кондиционер элементарно разгерметизируется и образуется течь.
- Во-вторых, конструкция автомобильного кондиционера по определению предполагает микроутечку фреона (хладона).
Дело в том, что в отличие от домашнего холодильника, где весь контур и даже компрессор запаяны в герметичный кожух, автомобильный кондиционер сплошь и рядом содержит резиновые сальники и шланги. Отказаться от резины нельзя по технологическим причинам, и в частности, и из-за необходимости гашения вибрации между двигателем и кузовом автомобиля (металлические трубки попросту сломаются). А любая резина по определению пропускает воздух, и уж тем более фреон. Утечки эти невелики, но они есть и следовательно раз в год необходимо производить техническое обслуживание кондиционера.
Итак, какие виды заправок бывают. Их три:
- Полная заправка с вакуумированием. Применяется, как правило, после ремонтного монтажа узлов. В этом случае в систему попадает воздух и его нужно полностью удалить, а на его место загнать фреон. Плохо очищенная система работает неэффективно и приводит к быстрой поломке кондиционера.
- Дозаправка. Применяется при прохождении ТО.
- Диагностическая заправка. Заправка делается вместе с УФ и маслом и предполагает постепенный выход хладагента с целью поиска микроутечек.
Еще нужно сказать несколько слов о видах фреона. На легковых автомобилях их два: R-12 и R134a.
R-12 применялся на автомобилях до 1993 года и обладает великолепными характеристиками. Он мене текуч, более эффективен, менее требователен к размерам радиатора, прекрасно работает с минеральным маслом. Однако он имеет несвязанную молекулу фтора, в результате чего опасен для озона и запрещен.
R-134a, напротив, менее опасен для озона, но относительно "капризный" и менее эффективный. Он более текуч, требует повышенной площади радиаторов, работает только с синтетическим маслом, требующим применения специальной маслостойкой резины в шлангах. R-134a дешевле R-12.
Общее правило гласит, что систему нужно заправлять тем фреоном (хладоном), каким она была заправлена на заводе. Использовать другую марку хладагента категорически нельзя. Во всяком случае, без переделки, которая стоит несколько сот долларов.
В некоторых случаях при заправке кондиционера необходимо добавлять компрессорное масло, а именно:
- Если менялся какой-нибудь узел. Количество необходимого в этом случае масла определяется по специальной спецификации + 10-20 г.
- Если на узлах кондиционера видны утечки масла. Количество в этом случае определяется по определенной норме.
- Если при спуске хладагента вышло определенное количество масла. Нужно добавить столько же + 10-20 г.
- Если обнаружилось, что фреон слишком "сухой".
- Для профилактики.